суббота, воскресенье: с 10:00 до 23:00
Парк культуры и отдыха в Петрозаводске располагается на первой береговой террасе Онежского озера. Именно здесь в начале ХVIII века получил свое начало Петрозаводск, когда 29 августа 1703 года генерал-губернатор Карелии, Ингрии и Эстляндии светлейший князь А.Д. Меншиков по указанию Петра I положил первый камень в основание доменного цеха Шуйского (в дальнейшем Петровского) металлургического и оружейного завода, ставшего градообразующей основой будущего города. Бурный рост Петровских заводов способствовал и росту нового поселения. Уже в первое десятилетие своего существования слобода с одноименным названием - Петровские заводы - стала самым крупным населенным пунктом Олонецкого уезда.
Петр I несколько раз посещал Петровские заводы для ознакомления с ходом дел на предприятиях, а также приезжая на лечение в Марциальные Воды.
Для царя и светлейшего князя в слободе были построены дворцы. Царский дворец был возведен, вероятно, к первому приезду Петра (не позднее 1719 г.) недалеко от крепости. По имеющейся описи дворец имел 11 комнат. До нашего времени дошло изображение одного из фасадов дворца. Других материалов, относящихся к наружному облику этого здания, не найдено, как неизвестен и автор этой постройки, но, зная вкусы Петра и стиль того времени, можно представить, какими были внутреннее убранство и планировка дворца, обратившись к летнему дворцу Петра в Летнем саду Санкт-Петербурга, выстроенному в 1710-1712 годах архитектором Д. Трезини и сохранившемуся до наших дней.
В одно из своих первых посещений Петровских заводов царь положил начало благоустройству слободы, посадив вокруг дворца первые деревья будущей Березовой рощи. Дело в том, что территория в районе устья р. Лососинки, ранее покрытая густым еловым древостоем (на которой начала строиться слобода), в короткое время была очищена от леса, используемого для строительных нужд, а также для спасения от комаров и мошки, в изобилии обитающих в здешней тайге.
Петр I не просто засаживал и благоустраивал пустырь вокруг дворца. Судя по плану первого карельского краеведа Т. Баландина, изображающему слободу 1720-х гг., сад, насаженный Петром, являл собой полноценную парковую композицию, связанную с эстетическими принципами барочных садов Франции ХVII века. Стиль барокко в ландшафтной архитектуре проявил себя подчеркнуто симметричными, богатыми в планировочном решении и пластике композициями, как бы противопоставленными легкости и свободе живой природы. Наиболее полное и значительное выражение этот стиль получил во Франции в ХVI-ХVII вв., поэтому регулярные, композиционно насыщенные сады называют "французскими". Андре Ленотр, один из лучших мастеров садово-паркового искусства, построил знаменитый Версаль под Парижем, где пышность и причудливость стиля нашли свое отражение в создании искусственной природы: стриженых деревьев, больших гладких зеркал бассейнов в изящных резных каменных рамах, затейливых рисунков цветников.
Французский стиль, занесенный Петром в Россию из его путешествий по Европе, проявил себя прежде всего в планировке городских и загородных усадеб: перед домом, стоявшим главным фасадом на улицу, находился парадный двор - курдонер. За домом разбивался регулярный сад, выходивший обычно к набережной реки или к другому обширному водному пространству. Такая планировочная структура прочно вошла в русский обиход, и именно ее образцом является планировка царской усадьбы в Петровских заводах.
В этом миниатюрном комплексе (ширина сада около 100 м, длина до стен крепости менее 200 м) мы находим все непременные элементы "французского" парка. В первую очередь это сильная композиционная ось - стержень всего регулярно распланированного пространства ансамбля - центральная, самая широкая аллея парка, которая берет свое начало у водного зеркала небольшого пруда непосредственно перед центральным ризалитом дворца на самой верхней отметке парка. Спускаясь по рельефу, центральная аллея заканчивается перспективой Онежского озера, подобно перспективам Петергофа, устремленным к водной глади Финского залива.
В средней своей части парк представлял собой партер - открытую часть, сформированную стриженым кустарником и цветником и обсаженную по периметру ровными рядами берез. "Насажден был он линейно по проспектам, с обеих сторон березками, а в курталах ильмами, рябиною, черемухою, вязом, кленом и изредка соснами и елями", - записывает Т. Баландин по воспоминаниям старожилов. Береза преобладала в посадках, поэтому и парк стали называть впоследствии Березовой рощей. В русских регулярных парках обычно применяли именно местные породы деревьев и кустарника, а в партерах высаживали брусничник и даже зеленый лук.
Примерно в 70 метрах от дворца в сторону озера на территории парка размещалось культовое сооружение - походная церковь Петра. Активное включение церкви в структуру ансамбля - дань барочным композициям ХVII века.
Мы не знаем, кто был автором планировки этой царской усадьбы: может быть, это был сам Петр, часто принимавший непосредственное участие в разработках планов разных частей Петербурга, а возможно, это был Доменико Трезини, являвшийся первым и ведущим архитектором петербургской канцелярии городовых дел. Петр проявлял также исключительный интерес к устройству цветочных партеров вблизи своих дворцов. Сохранился ряд документов, подтверждающих его личное участие в этом деле и свидетельствующих о его компетенции в ландшафтной архитектуре.
Березовый сад, насаженный при дворце Петра I, положил начало строительству первого парка в нашем городе. В первом официально утвержденном генеральном плане Петрозаводска, конфирмованном Екатериной II в 1785 г. и заложившем основу регулярной планировки города, Березовая роща (но уже без дворца) была отмечена как сохраняемый ландшафтный элемент в память о Петре I. Здесь было запрещено всякое строительство. К концу ХVIII века, когда центр Петрозаводска в связи со строительством Александровского завода переместился к Круглой площади, на территории бывшей слободы единственными памятниками ее былого расцвета остались Петропавловская новоманерная церковь да Березовая роща. Жилая застройка сдвинулась на прибрежные склоны Онежского озера в силу удобства рыболовного промысла и водоснабжения оставшегося здесь населения. Земляные военные укрепления были срыты под огороды, дворцы Петра I и А.Д. Меншикова, административные и торговые здания сгнили и были снесены, превратились в руины сооружения бывших Петровских заводов.
План Т. Баландина, выполнявшийся им в 1810 году и представляющий нам состояние заводской слободы на 1720-е гг., составлялся "...из малозначащих развалин, оставшихся от земляной крепости, домны... бывшего дворца, пруда, палисада и существующего в остатках Березового сада...", то есть по тем следам, что сохранились к началу ХIХ века. Бывший Петровский парк пришел в запустение. И совсем не случайно появившееся в конце ХVIII века его название - Березовая роща, характеризующее его не столько по планировочному благоустройству, сколько лишь по виду насаждений. Не стало владельца усадьбы - Петра I, был утрачен его дворец, при котором разбивался сад, служивший для украшения придворного быта, ассамблей, приема гостей. Отсутствие у Петровского парка хозяина явилось первой и основной причиной его упадка. Потому что регулярный партерный сад, каковым тот являлся, для содержания его в хорошем состоянии требовал постоянного ухода и достаточно больших усилий, которых, по-видимому, не было.
Справедливости ради следует сказать, что в 1730 г. начальником Петровских заводов Циммерманом делались представления в Берг-коллегию и Сенат о восстановлении дворца и поддержании сада, но они не достигли результата.
По сохранившимся до наших дней нескольким деревьям липы мелколистной (являющимся самыми старыми посадками в Парке культуры и отдыха), высаженным в 1775 г., можно сделать вывод о некоторых попытках сохранения и развития сада как общегородского места для прогулок. Из усадебного, пусть и миниатюрного парка, он превращается в так называемый публичный сад, которые начали появляться в России уже в начале ХVIII века.
Восстанавливать "французский" стиль парка, судя по всему, никто и не пытался. Уже к середине ХVIII века новые эстетические идеи господствовали в садово-парковом искусстве. Классицизм, пришедший на смену барокко, в архитектуре и скульптуре проявил себя в стремлении к простоте античных форм, а в живописи, поэзии и ландшафтной архитектуре тесно смыкается с романтизмом, идеализацией живой природы и ее естественных эстетических качеств. На смену четко, регулярно распланированным партерам, боскетам, бассейнам пришла планировка без прямых линий - сад, в котором все его элементы, детали были как бы созданы самой природой. Наиболее интенсивно эти идеи начали развиваться в Англии в ХVIII веке и получили воплощение в лучших образцах именно английских пейзажных садов, поэтому пейзажную, свободную, планировку парков часто называют "английской". Таким образом и получилось, что последующие попытки восстановления Петровского сада проходили уже в стиле, более соответствующем "английскому".
Большой ущерб был нанесен парку бурей, обрушившейся на город 5 июня 1803 г. Были повалены 73 дерева петровского времени. Губернские власти начала ХIХ века обращали мало внимания на Петровский сад, находившийся к тому времени, по сути, на городской периферии. Хотя парк в Древлянке, загородной летней резиденции генерал-губернатора Т.И. Тутолмина, несмотря на свою удаленность, пользовался популярностью у высших слоев общества. А вообще, в те времена у горожан вошло в моду гулять по новому бульвару на Английской улице (позднее Мариинской).
Поворотным моментом в истории Петровского сада стал визит Александра I в наш город в 1819 г. Довольно подробное описание этого визита можно видеть в дневнике А.А. Фуллона, в 1819-1833 гг. занимавшего должность олонецкого горного начальника. После осмотра Александровского завода и города царь пожелал ознакомиться с Петровским садом как мемориальным местом, связанным с основателем Петрозаводска Петром I. Но чтобы попасть в этот сад, Александр I "принужден был сам с довольным трудом открыть ворота".
Показательно, что местные власти после визита Александра I привели Петровский сад в порядок. Позднее в своем дневнике А.А. Фуллон замечает, что там "...в последнее время старанием... олонецкого гражданского губернатора Рыхлевского и прочих чиновников построено... несколько павильонов, из коих в одном поставлен... в 1824 году чугунный бюст Государя императора Петра Великого". Бюст Петра I распорядился отлить А.А. Фуллон, и в апреле 1824 года олонецкий губернатор А.И. Рыхлевский приказал установить бюст основателя города в Петровском саду на том камне, где, согласно преданиям, находился алтарь походной церкви Петра I. В том же году над этим памятником была построена деревянная готическая беседка, просуществовавшая до 1850 года. Позднее бюст был перенесен на другое место - в верхнюю часть парка, туда, где сейчас находится площадка перед летним театром. После установления в Петрозаводске советской власти бюст Петра был снят и с открытием в 1964 г. санатория "Марциальные воды" перенесен туда. А камень алтаря походной церкви Петра I существует в парке и поныне - он служит основанием скульптуры, изображающей обнаженную девушку. Думается, что, если бы в 1903 году вместо деревянной дощечки с надписью о когда-то стоявшей здесь походной церкви прикрепили чугунную (как и намеревались), память об этом была бы покрепче и девушек на алтарь ставить бы не стали (даже таких симпатичных).
При губернаторе Андрее Ивановиче Рыхлевском была также расширена площадь, занимаемая садом, и подновлены посадки. Впоследствии, с образованием в 1828 г. Олонецкой епархии, губернаторская летняя резиденция в Древлянке была передана в архиерейские владения, и парк "в английском вкусе" оказался для светского общества потерян, что явилось дополнительным толчком к обустраиванию Петровского сада.
Во второй половине девятнадцатого столетия обязанность поддержания городского сада лежала на городской думе, и при скудости местных средств общественный исторический сад не был оставлен без внимания. Так, в 1855 г. произведено было работ по благоустройству сада на 1135 рублей. По тем временам это была очень большая сумма. И когда в 1858 г. в Петрозаводск изволил пожаловать Александр II, отцам города уже не стыдно было показывать царю исторический Петровский сад. Современник восторженно описывает прогулки Александра: "... удостоили своим посещением общественный сад, где сохраняется несколько берез, насаженных руками Петра Великого, положившего начало разведению этого летнего народного гульбища. Пройдя по некоторым аллеям и взглянув на камень, служивший некогда подножием походной брезентовой церкви Петра I... зашли в павильон, где здешнее общество собирается для танцев и слушания музыки; оттуда ... всходили на верхний бельведер, с коего любовались открытым живописным видом на Онежское озеро и на Зарецкую сторону города".
В 1885 г. на пожертвованные частными лицами средства были проведены значительные работы по приведению в порядок общественного сада. Прежде всего очищен был пруд от мусора и грязи, откосы пруда обложены булыжным камнем, дно уложено камнем и затрамбовано мелким щебнем. Перед прудом устроена большая площадка, обсаженная боярышником. Приведены в порядок аллеи. В связи с тем что сад получил территориальное развитие к р. Лососинке, дополнительно были высажены выписанные из Красносельского питомника под Санкт-Петербургом 20 ясеней, 60 тополей, 20 дубов и 300 штук саженцев боярышника. Из местных лиственных пород посажено более 200 берез, лип, кленов, рябины и ели. По указаниям губернатора Григорьева сделаны столбы с надписями, указывающими, где были походная церковь и дворец Петра.
С 1898 г. сад отдан был на шесть лет в пользование попечительству народной трезвости, которое приняло на себя содержание сада с правом устраивать в нем по воскресеньям развлечения для народа: игры в кегли, детские игры, продажу чая и прохладительных напитков в построенных специально для этого павильонах. "На самом крутом месте обрыва у реки попечительством устроен особый, красивой архитектуры крытый навес.
Отсюда прекрасный вид на Онежское озеро и устье реки Лососинки, бурливое и шумное течение которой так и напоминает водопад, - отмечает в своем очерке И.И. Благовещенский в 1903 г. и заключает - Петровский сад благодаря заботам администрации и представителей общественного управления находится в исправном состоянии и служит местом прогулок публики, которой особенно много бывает в праздничные и воскресные дни".
Большой вклад в развитие и благоустройство Большого общественного сада по-прежнему вносили частные лица. Продолжил развитие аттракционов в парке купец Ивановский, установив в 1891 г. карусель. В 1900 г. купец Г.Е. Пименов построил здесь танцевальный павильон с паркетным полом, а вокруг сада была возобновлена ограда. Площадь парка на ту пору составляла всего 1,82 гектара.
В 1903 году общественный сад находился в центре юбилейных торжеств по поводу 200-летия Петрозаводска. "Олонецкие губернские ведомости" пишут, что знаменательная эта годовщина была отпразднована достойным образом. Хочется обратить внимание на то, что в этом праздновании главную роль играли объекты, связанные с основателем города Петром I и расположенные в историческом Петровском саду, сохраненном "в исправном состоянии". "Олонецкие губернские ведомости" продолжают: "Торжества начались в Петропавловском соборе, построенном Петром Великим... Из храма торжественная процессия... направляется... к историческому общественному саду и вступает в него через боковые ворота. Аллеями сада, мимо центральной площадки с бюстом Петра I, процессия направляется к лесопильному заводу купца М.Н. Пикина. На одной из нижних аллей, против того места, где стояла походная церковь Петра, процессия остановилась; здесь дьяконом провозглашена была вечная память Петру I..."
Кстати, следует сказать, что Марк Николаевич Пикин в 1897 году, когда электрическое освещение в Петрозаводске было еще в диковинку, первым установив на своем лесопильном заводе динамо-машину и электрифицировав производство, провел бесплатно электричество в общественный сад, "желая придать ему во время иллюминации более изящный вид". К 1930 году территория городского парка расширилась, включив в себя участки сгоревших в 1924 г. Петропавловского и Воскресенского соборов, а также бывшего Николаевского приюта вместе с его садами и огородом. Бывший Петровский сад постепенно увеличивался в размерах и стал называться Парком культуры и отдыха. Парки культуры и отдыха сочетают в себе функции прогулочные, экспозиционные, спортивные, развлекательные, представляя собой огромные клубы под открытым небом, или, как их называли в 1930-е годы, "комбинаты оздоровительной работы, развлечений и политико-просветительной деятельности". Во время Великой Отечественной войны парк сильно пострадал: значительная часть деревьев была вырублена, цветочные клумбы и парковые постройки уничтожены.
В послевоенные годы большое внимание уделялось приведению в порядок Парка культуры и отдыха. Многие карельские архитекторы принимали участие в проектировании и строительстве парковых павильонов, сооружений и аттракционов. Большой интерес с архитектурной точки зрения представлял летний кинотеатр, построенный в парке в 1949 г. по проекту архитектора М.Г. Старченко (к сожалению, сгоревший в 1970-х годах). В этом здании автор опиралась на ассоциативные связи с традиционными постройками карельского деревянного зодчества. В 1955-1960 гг. был разработан и осуществлен в натуре проект реконструкции и расширения парка (архитекторы Т.В. Антохина и другие, инженер-озеленитель Г.А. Зевеке). По проекту парк получил развитие в сторону Онежского озера, для чего были снесены остатки Лососинского лесопильного завода, убраны многочисленные склады дров и пиломатериалов.
В связи со строительством туркомплекса "Карелия" в 1976 г. "Коммунжилпроектом" был выполнен проект благоустройства поймы р. Лососинки от Зарецкого (Б. Пименовского) моста до береговой линии озера. Автор проекта - Ю.Ю. Карма - дополнительно дал эскизные предложения по реконструкции всего парка, частью которого является пойма. В этих предложениях предусматривалось зафиксировать памятным знаком местоположение цехов Петровского завода на правом берегу Лососинки, а в здании электростанции устроить музей истории города. К сожалению, проект остался неосуществленным, а пойма р. Лососинки в пределах парковой территории находится в чрезвычайно запущенном состоянии.
Сейчас в парке фактически отсутствует цветочное оформление. Вся зона отдыха пересечена множеством троп, свидетельствующих об отсутствии целенаправленных планировочных мероприятий.
Старые липы и вязы постепенно умирают и превращаются стараниями неведомых умельцев в деревянную скульптуру, часто довольно низкого эстетического качества. Парк, как и 200 лет назад, похоже, переживает период упадка и требует безотлагательных реконструктивных и восстановительных мер. Богатая история Петровского сада, само местоположение которого связано с рождением нашего города, должна найти отражение и в его композиции, и в планировке, и в стиле озеленения. Парк, сохраняемый еще в екатерининские времена как мемориальный, должен быть насыщен "напоминаниями" об истории Петрозаводска. Этих "напоминаний" здесь попросту никаких нет, и публика, привлекаемая в умирающий парк аттракционами, даже не догадывается, что это место - "колыбель" нашего города. А вообще-то, здесь могут появиться фрагменты регулярного партера с соответствующим цветочным оформлением, частичное восстановление березовых посадок, памятные знаки на местах расположения дворцов Петра I и А.Д. Меншикова, не исключается и восстановление Петропавловского собора. И это вовсе не фантастика. В 1996-2000 гг. на территории парка, в историческом ядре Петрозаводска, силами студентов исторического факультета ПетрГУ под руководством А.М. Спиридонова были проведены археологические исследования. За 5 полевых сезонов вскрыто около 600 кв. м, где изучены остатки зданий и сооружений, стоявших здесь около 300 лет назад, собрана большая коллекция предметов, связанных с производством на Петровском оружейном заводе, бытом жителей слободы. Эти уникальные материалы дают возможность частично реставрировать, восстановить и музеефицировать памятники истории нашего города, относящиеся ко времени его основания. Ведь в отличие от Санкт-Петербурга, ровесника Петрозаводска, у нас не сохранилось ни одного здания или сооружения петровского времени. Только парк, в котором располагалась та самая "колыбель" и который в XIX веке назывался Петровским.